Конструкция смычковых инструментов

Конструкция смычковых инструментов

Настройка струн Нотация Диапазоны и регистры

Скрипка, альт, виолончель и контрабас принадлежат к одному семейству и отличаются лишь размерами. Конструкция этих родственных инструментов рассматривается на примере скрипки.

СкрипкаИх корпус имеет овальную форму с выемками по бокам «талия» для ведения смычка и параллельно расположенными выпуклыми деками. Обе деки (верхняя и нижняя части корпуса) соединены обечайкой (ободком). Для укрепления дек по их краю проложены 3-х слойные полоски-ус. Верхняя дека имеет деревянную пружину изнутри и два резонаторных отверстия – эфы, вырезы в форме буквы f. Между эфами расположена образующая кривизну подставка. Она служит опорой для струн, ограничивает их звучащую часть и является проводником вибрации от струн к корпусу. На вклеенной в корпус шейке укреплён гриф – место прижатия струн. На конце шейки расположена головка с четырьмя колками для крепления и настройки струн. У верхнего края грифа имеется порожек, являющийся верхней границей звучащей части струн. Внутри корпуса между деками около правой стороны подставки вставлен цилиндрический деревянный штифт «душка» передающий колебания с верхней деки на нижнюю. В нижней части инструмента размещён крепящийся на пуговице подгрифок. Слева от него крепится подбородник, обеспечивающий устойчивое положение инструмента (у виолончели и контрабаса вместо него – шпиль-упор).

Верхняя дека, душка и пружина изготавливается из пластин сосны или ели, а гриф, подгрифок, колки, порожек, подбородник, пуговица – из чёрного дерева, остальные части делают из волнистого клёна (явора).

Размеры и пропорции инструментов скрипичного семейства, выверенность их акустических параметров, настройка струн и выпуклость дек - важнейшие факторы, определяющие силу и тембр звучания.

Звучащим телом у смычкового инструмента является натянутая струна. Из состояния равновесия её выводят при помощи смычка или щипка.

Смычок (от старославян. смыкаты – тянуть) представляет собой тонкую, эластичную, постепенно суживающуюся, слегка вогнутую трость, вдоль которой натянута тонкая полоса из конского волоса. Трость изготавливается из фернамбуковой древесины. С одной стороны волос закрепляется у верхнего конца трости, с другой стороны – у колодки с винтом, предназначенным для механического регулирования натяжения волоса.

На протяжении многих веков менялась форма смычка. Он был ко-ротким, лукообразным, остроконечным, с малой упругостью. В 1775–1780 годах французский скрипичный мастер Ф. Турт (1747–1835) изобрёл современную конструкцию смычка. Он установил стандартную длину трости и волоса, местоположение центра тяжести, создал модель колодки, заменил прямую трость смычка вогнутой и применил расположение волоса не пучком (как ранее), а в виде ленты. Изменения в конструкции смычка сыграли большую роль в развитии современной техники игры на струнных смычковых инструментах. Они позволили расширить выразительные возможности инструмента.

Все струнные смычковые инструменты имеют по четыре струны. Скрипка, альт и виолончель настраиваются по квинтам, а контрабас – по квартам. Скрипка нотируется в скрипичном ключе, альт – в альтовом и скрипичном, виолончель и контрабас – в басовом, теноровом и скрипичном. Контрабас звучит октавой ниже нотации.

Общий диапазон семейства струнных смычковых инструментов около семи октав (ми контроктавы – ми четвёртой октавы).

Полные диапазоны инструментов по нотации

Скрипка
Скрипка
Альт
Альт
Виолончель
Виолончель
Контрабас
Контрабас

Диапазоны свободной оркестровой игры инструментов по нотации

Скрипка
Скрипка
Альт
Альт
Виолончель
Виолончель
Контрабас
Контрабас

Понравилась страница? Поделись с друзьями: