Исполнительские приёмы

Исполнительские приёмы

На струнных смычковых инструментах применяются также специфические приёмы игры, обозначаемые детерминативами.

Sul ponticello (ит. суль понтичелло – у подставки) – ведение смычка по струне близко к подставке. При этом приёме игры образуется негромкий, лёгкий звук в p и резкий звук с характерной металлической окраской в f. Такие оттенки звучания используются обычно в нюансе p для воплощения сказочных, гротесковых, фантастических или зловещих образов.

Sul ponticello

Sul tasto (ит. суль тасто – у грифа) – ведение смычка над грифом. При этом приёме игры звучание инструмента приобретает смягчённый, несколько ослабленный тембр. Используется обычно в p для создания причудливого, таинственного звучания.

04 02

A punta d`arco (а пунта д`арко – верхней частью смычка). Игра кончиком смычка с целью достижения воздушности звучания и наибольшей степени pp

04 03

Du talon или al taco (фр. ду талон ит. аль тако – у колодки) – игра нижней частью смычка с целью получения жесткой, резкой звучности. Используется для достижения мощного, насыщенного звучания.
04 04

Con sordino (ит. кон сордино – приглушённо) – игра с помощью сурдины – небольшого деревянного или костяного «гребешка», надеваемого на подставку струн и уменьшающего резонанс инструмента. Используется с целью изменения звучания инструмента. Обычно обозначается терминами con sord. (с сурдиной) и senza sord. (без сурдины).

04 05

Glissando (ит. глиссандо - скользящий) – приём игры, дающий скользящий переход от звука к звуку. Достигается лёгким и быстрым скольжением пальцев по струнам. Обозначается волнистой (или прямой) линией между крайними звуками.

04 06

Vibrato (от лат. vibro - колеблю) – лёгкое покачивание пальцев, прижимающих струну, влияющее в небольших пределах на высоту и тембр звука, а также придающее ему теплоту, мягкость, сочность. Используется вибрато в f и p, при игре искусственными флажолетами arco, pizzicato. Как правило, применяется исполнителями при выставленном в нотах термине cantabile espressivo.
04 07

Tremolo (ит. тремоло – дрожащий). На струнных смычковых инструментах применяются два вида тремоло: тремоло правой руки (смычком) – быстрое и равномерное повторение одного-двух звуков при помощи восходящих и нисходящих движений смычка; тремоло левой руки (пальцевое) – быстрое чередование двух звуков или созвучий, исполняемое движением смычка в одну сторону.
04 08

04 09

Skordatura (ит. скордатура – перестройка музыкального инструмента) – временное изменение обычной настройки струн инструмента. С помощью скордатуры достигается изменение диапазона смычкового инструмента, тембра и силы звука. Скордатура не превышает полтора тона. Используется в сольных (Н. Паганини) и в оркестровых партиях.

04 10

Понравилась страница? Поделись с друзьями: