Телефон

+7-977-300-28-03

WhatsApp

+7-985-41-48-444

Viber

+7-985-41-48-444

МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ:

сочинение песни, аранжировка,

инструментовка, оркестровка,

подбор на слух музыки,

набор нот, и многое другое...

Набор нот

Мы предлагаем Вам компьютерный набор нот в программе Sibelius
(от однострочных примеров до партитур любой сложности)
Подробнее...

Инструментовка

оркестровка, аранжировка, переложение и обработка музыкального произведения для иного состава оркестра или ансамбля
Подробнее...

Композиция

Мы можем создать для Вас музыку, которая будет представлена в доступной форме, понятной для аудитории
Подробнее...

Подбор по слуху

Если Вы не можете найти ноты произведения, которое хотите исполнить, не беда. У нас вы можете заказать подбор произведения на слух
Подробнее...

Печать нот

Мы можем напечатать Ваши ноты, сделать переплет и отправить почтой или экспресс-доставкой в Ваш город
Подробнее...

Обучение

Мы научим Вас эффективно использовать возможности нотного редактора Sibelius для решения профессиональных и творческих задач
Подробнее...

Минусовки

Мы можем создать для Вас минусовку песни, романса, минусовку детской песни, минусовку для инструмента - соло
Подробнее...

Мультимедиа

Мы окажем вам помощь в обработке Ваших фото- и видео материалов,
создании слайд-шоу и фотоальбомов, презентаций, афиш и программ

Подробнее...

Детские песни
А. Гилев
Сборник детских песен
Набор нот на компьютере в программе Sibelius
Набор нот на компьютере
в программе Sibelius
Ноты для баяна и аккордеона
Ноты для баяна и аккордеона
репертуар ДМШ и ДШИ
Музыка для солирующих инструментов
Музыка для солирующих инструментов

 

Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование

Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование

В последние десятилетия многие представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на некоторый разрыв между техническим развитием учащихся, с одной стороны, и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности - с другой; между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально-теоретических дисциплин.

Уровень профессиональной подготовки выпускников музыкальных учебных заведений оставляет желать лучшего: умея исполнять определенное количество ранее выученных с педагогом пьес, большинство из них оказывается явно неспособным к самостоятельному творческому мышлению.

Отмечая это, педагоги совершенно справедливо видят одну из основных причин указанных недостатков в отсутствии систематического целенаправленного обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Они считают, что последовательное обучение этим формам музицирования — прямой путь к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов. Так, настоятельно рекомендуя учащимся заниматься игрой по слуху на протяжении всего срока обучения игре на инструменте, Ю. Акимов и П. Гвоздев пишут: «Постепенно от подбора услышанного произведения учащиеся по мере своих способностей смогут перейти к импровизированию, а в дальнейшем и к сочинению музыки, то есть к высшей форме музыкального творчества.
Навыки игры по слуху, чтения с листа и транспонирования необходимы большинству музыкантов (и будущим любителям, и будущим профессионалам) в повседневной работе с самодеятельными и профессиональными хорами, оркестрами, ансамблями и солистами. Именно поэтому на надобность систематического развития этих навыков указывается почти во всех образовательных программах музыкальных школ, музыкальных училищ, вузов искусств и культуры.

А между тем, большинство выпускников музыкальных училищ (уж не говоря о выпускниках музыкальных школ, плохо читают ноты с листа, не могут подбирать по слуху и транспонировать даже простой музыкальный материал.

В чем же причины того, что у выпускников музыкальных учебных заведений столь необходимые профессиональные навыки так часто отсутствуют? Почему по этим важным формам обучения с учащимися класса специального инструмента систематических занятий не проводится?

Первая причина заключается в том, что усвоение технически сложной программы отнимает много сил и времени как у учащегося, так и у педагога в ущерб остальным формам учебной работы. Этот факт подтверждается частыми жалобами со стороны преподавателей музыкаль¬ных училищ и вузов на то, что абитуриенты, успешно исполнявшие на вступительных экзаменах обширные и сложные концертные программы, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными к твор¬ческой самостоятельности.

На вторую причину точно указывает методист М. Лерман. «Корень зла кроется именно в том, пишет она, что в развитии этих важных качеств (имеется в виду игра по слуху, чтение с листа и транспонирование) ученики предоставлены сами себе: активного, методически продуманного руководства нет... Необходима... тщательно разработанная методика обучения каждому из этих навыков; обучения проводимого столь же последовательно, планомерно и продуманно, как ведется обучение игре на инструментах, начатого одновременно с ним и продолженного в едином комплексе с ним»

Наиболее трудным в обучении игре на инструменте является первоначальный этап. С чего начать? Каким образом заложить прочный фундамент для формирования и развития будущего музыканта? Эти вопросы всегда стояли перед музыкальной педагогикой особенно остро.

Именно музыкальная школа является тем звеном, в котором закладывается фундамент развития будущего музыканта.
Музыкальные издательства страны выпустили большое количество учебно-методической литературы по начальному обучению игре на различных музыкальных инструментах — преимущественно в виде школ и самоучителей. Большое место в них авторы отводят усвоению нотной грамоты, клавиатур, постановок, приемов звукоизвлечения, элементарных игровых навыков; много внимания уделяется техническому развитию, в частности работе над гаммами, арпеджио и аккордовыми последовательностями. Что же касается конкретных методических установок по активизации слуха и музыкально-теоретического мышления, развитию творческой инициативы и самостоятельности, то они (за исключением отдельных пожеланий) в пособиях чаще всего отсутствуют.

Никакая методика не может быть совершенной. Время идет вперед и ставит перед педагогикой (общей и музыкальной) все новые задачи. Каждый педагог-музыкант обязан искать новые методические приемы, воспитывающие учащихся в свете основных задач нашего музыкального образования и важнейших тенденций современной музыкальной педагогики.

Особую озабоченность, как показывает практика, вызывает проблема, связанная с развитием у учащихся навыков транспонирования. И это не случайно - чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху соответствующий музыкальный материал по крайней мере в нескольких тональностях; чтобы транспонировать по нотам, нужно прежде всего уметь читать их с листа. Обучение транспонированию, таким образом, неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа.

Наши авторы

Александр Гилев
Александр ГилевКомпозитор
кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов Москвы и России
Владимир Фадеев
Владимир ФадеевКомпозитор
аранжировщик, дирижер

Мы перезвоним вам
в ближайшее время