Набор нот

Мы предлагаем Вам компьютерный набор нот в программе Sibelius
(от однострочных примеров до партитур любой сложности)
Подробнее...

Инструментовка

оркестровка, аранжировка, переложение и обработка музыкального произведения для иного состава оркестра или ансамбля
Подробнее...

Композиция

Мы можем создать для Вас музыку, которая будет представлена в доступной форме, понятной для аудитории
Подробнее...

Подбор по слуху

Если Вы не можете найти ноты произведения, которое хотите исполнить, не беда. У нас вы можете заказать подбор произведения на слух
Подробнее...

Печать нот

Мы можем напечатать Ваши ноты, сделать переплет и отправить почтой или экспресс-доставкой в Ваш город
Подробнее...

Обучение

Мы научим Вас эффективно использовать возможности нотного редактора Sibelius для решения профессиональных и творческих задач
Подробнее...

Минусовки

Мы можем создать для Вас минусовку песни, романса, минусовку детской песни, минусовку для инструмента - соло
Подробнее...

Мультимедиа

Мы окажем вам помощь в обработке Ваших фото- и видео материалов,
создании слайд-шоу и фотоальбомов, презентаций, афиш и программ

Подробнее...

Наши авторы

Александр Гилев
Александр ГилевКомпозитор
кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов Москвы и России
Владимир Фадеев
Владимир ФадеевКомпозитор
аранжировщик, дирижер

Наши друзья и партнеры

cheromafilm

Кинокомпания ЧЕРОМАФИЛЬМ

gilev

Музыкальный проект
ГИЛЁВ ПАРК

Журнал Оркестр

Научно - популярный журнал
"Оркестр"

Центр искусств 100 желаний

Центр искусств «100 желаний»

Современный симфонический оркестр

Современный симфонический оркестр

Слово оркестр намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а оркестрой греки называли круглую площадку театра, на которой совершал ритмические движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла Великая античная цивилизация, но слово осталось жить.

Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже — сам «союз музыкальных инструментов и исполнителей на них». Участники «оркестра» обычно называются «артистами оркестра», «оркестровыми музыкантами» или просто «оркестрантами».

Находясь в концертном зале, мы с трудом можем себе представить, что было время, когда симфонический оркестр выглядел совершенно иначе. Между тем он сравнительно молод, ему не исполнилось ещё и четырёхсот лет — срок ничтожный по сравнению с десятками веков существования музыкальной культуры. Но разве не существовало, до XVII века больших музыкальных ансамблей. Разве люди не собирались для того, чтобы слушать музыку? Почему именно к концу XVI века, относят начало истории оркестровой музыки. Ведь совместная игра на различных музыкальных инструментах была распространена во все эпохи. Ансамбль (от франц. «ensemble» — вместе) — группа совместно играющих музыкантов. Музыкальные ансамбли древности порой достигали колоссальных размеров, порой были миниатюрны. Иногда в них бывало до 500 участников.

История знает немало музыкальных ансамблей при дворах европейских королей и герцогов в XV–ХVI веках. Тогда же в некоторых европейских городах — в Венеции, Познани — стали возникать более или менее постоянны ансамбли духовых и струнных инструментов. Они предназначались уже не для знати, а для всех горожан. Такие ансамбли, по количеству музыкантов и разнообразию инструментов уже напоминавшие оркестр, исполняли музыку для танцев, уличных шествий. Музыкальные коллективы и многие им подобные нельзя назвать подлинными симфоническими оркестрами. Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала обслуживать быт людей, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения, перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом, с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец XVI века. Судьба симфонического оркестра сложилась бы вероятно иначе, если бы в XVI веке не была создана скрипка. В пору, когда в оркестре ещё безраздельно господствовали струнные виолы и лютни, инструментальные мастера Италии, Франции и Тироля создали новый музыкальный инструмент. Его красивый сочный тон, его виртуозные возможности не замедлили обратить на себя внимание музыкантов. Скрипка вошла в оркестр, постепенно вытеснив виолу, и в значительной мере определила весь дальнейший оркестровый стиль. В XIX веке столь же решительное влияние на развитие оркестра оказало усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.

Как устроен симфонический оркестр? Попытаемся представить себе его строение. Имеет ли значение, сколько музыкантов входит в состав оркестра? Можно ли ввести в оркестр любой музыкальный инструмент или же выбор их подчинён каким-то определённым законам?

Музыкальная практика нескольких веков выработала различные типы оркестров, каждый из них имеет свои особенности: определённый состав инструментов и их количество. Инструментальный симфонический оркестр в наше время состоит из четырёх семейств родственных инструментов, музыканты называют их оркестровыми группами: струнные, деревянные духовые, медные, ударные. Количество исполнителей в симфоническом оркестре может быть различным. Сейчас наибольшее распространение в крупных городах всего мира получил большой симфонический оркестр. Он закрепился в музыкальной практике примерно со второй половины XIX века — в эпоху Вагнера, Чайковского и Римского-Корсакова. Как показывает само название такого оркестра, его отличает значительное количество участников. Но главный признак, по которому узнают большой симфонический оркестр — это присутствие трёх тромбонов и тубы — медных духовых инструментов, обладающих исключительной силой звука.

Число других инструментов в большом симфоническом оркестре может меняться. Изменяется количество струнных инструментов, однако и оно не может быть произвольным: это повредило бы красоте звучания всего оркестра. Если уменьшается число исполнителей в струнной группе, изменяется количество музыкантов и в духовых семействах. Иначе в оркестре было бы нарушено равновесие звучности. Ударная группа оркестра в XVIII–XIX веках занимала подчинённое положение. Непременным членом оркестра были только литавры. Другие ударные инструменты — большой или маленький барабан, тарелки или треугольник — появлялись эпизодически. В наше время роль ударных чрезвычайно возросла, но состав их по-прежнему непостоянен. Наиболее употребительный оркестровый состав в наши дни — тройной.

А может ли композитор допускать отклонение от него? Конечно. Если содержание музыки требует появления какой-либо оркестровой краски, более плотной или прозрачной звучности, композитор вправе ввести дополнительные инструменты, увеличить или уменьшить состав. Так в опере «Кармен» в хоре мальчиков Бизе ввёл вторую малую флейту. Ни одно из сочетаний оркестровых инструментов не смогли бы заменить здесь две малые флейты с их дразнящей, удивительно лёгкой, как бы игрушечной звучностью.

Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу XVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:

  • 10 первых скрипок + 2 флейты + 2 валторны + 2 литавры;
  • 8 вторых скрипок + 2 гобоя + 2 трубы;
  • 6 альтов + 2 кларнета;
  • 5–6 виолончелей + 2 фагота;
  • 3–4 контрабаса.

Метки: аранжировка, инструментовка, переложение