Набор нот

Мы предлагаем Вам компьютерный набор нот в программе Sibelius
(от однострочных примеров до партитур любой сложности)
Подробнее...

Инструментовка

оркестровка, аранжировка, переложение и обработка музыкального произведения для иного состава оркестра или ансамбля
Подробнее...

Композиция

Мы можем создать для Вас музыку, которая будет представлена в доступной форме, понятной для аудитории
Подробнее...

Подбор по слуху

Если Вы не можете найти ноты произведения, которое хотите исполнить, не беда. У нас вы можете заказать подбор произведения на слух
Подробнее...

Печать нот

Мы можем напечатать Ваши ноты, сделать переплет и отправить почтой или экспресс-доставкой в Ваш город
Подробнее...

Обучение

Мы научим Вас эффективно использовать возможности нотного редактора Sibelius для решения профессиональных и творческих задач
Подробнее...

Минусовки

Мы можем создать для Вас минусовку песни, романса, минусовку детской песни, минусовку для инструмента - соло
Подробнее...

Мультимедиа

Мы окажем вам помощь в обработке Ваших фото- и видео материалов,
создании слайд-шоу и фотоальбомов, презентаций, афиш и программ

Подробнее...

Наши авторы

Александр Гилев
Александр ГилевКомпозитор
кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов Москвы и России
Владимир Фадеев
Владимир ФадеевКомпозитор
аранжировщик, дирижер

Наши друзья и партнеры

cheromafilm

Кинокомпания ЧЕРОМАФИЛЬМ

gilev

Музыкальный проект
ГИЛЁВ ПАРК

Журнал Оркестр

Научно - популярный журнал
"Оркестр"

Центр искусств 100 желаний

Центр искусств «100 желаний»

Понятие об инструментовке

Понятие об инструментовке

Определения и толкования понятия «инструментовка» имеются в высказываниях выдающихся композиторов и музыковедов, в учебниках и пособиях, музыкальных словарях и энциклопедиях. Общим для всех суждений является

характеристика понятия через функциональность: инструментовка — деятельность, направленная на создание партитуры для оркестра или инструментального ансамбля. В ряде теоретических работ говорится также об инструментовке как музыкально-теоретической науке и учебной дисциплине, приводится имеющаяся в этой области литература.

Современные представления о содержании понятия «инструментовка» включают четыре различных аспекта.

Инструментовка — процесс и результат изложения музыкального произведения для оркестра или инструментального ансамбля.

Данный аспект конкретизируется терминами оркестровка, переложение, оркестровая обработка, аранжировка, транскрипция. Содержательную основу перечисленных терминов составляют характер оригинала и степень творческого участия инструментатора.
Оркестровкой называют изложение для оркестра произведений, написанных для многоголосных инструментов — фортепиано, органа, баяна и др.
Переложением обозначают изложение оркестрового произведения для оркестра иного типа (например, симфонической партитуры для духового оркестра).
Оркестровой обработкой или близкой по смыслу аранжировкой именуют создание завершённой по форме композиции на основе свободного обращения с оригиналом (песня, танец, популярная мелодия). Преобразованиям могут подвергаться как фактура оригинала в целом, так и основные средства музыкальной выразительности — мелодия, гармония, ритм. Кроме того, могут присочиняться различные дополнительные элементы — полифонические, сигнальные, фигурационные и т. д.
Транскрипция — это обработка музыкального произведения, приобретающая самостоятельную художественную ценность.
Термины оркестровка, переложение, оркестровая обработка, аранжировка, транскрипция характеризуют инструментовку как творческую интерпретацию. Специалисты, для которых эта сторона творческой деятельности стала основной (инструментаторы), прилагают практические приёмы инструментовки к произведениям, изначально не предназначенным для оркестра или созданным для оркестра другого типа.

Инструментовка — составная часть процесса сочинения, совокупность закономерностей, принципов и приёмов оркестрового письма.

Этот аспект характеризует, прежде всего, творческий метод композитора.
Инструментаторы в своей деятельности ориентируются и широко применяют закономерности, принципы и приёмы, сформировавшиеся в творческой практике выдающихся композиторов-симфонистов, а также в сочинениях плеяды композиторов ХХ века, полностью или частично посвятивших своё творчество духовому оркестру, — Н. Иванова-Радкевича, Б. Кожевникова, Е. Макарова, Г. Калинковича, М. Готлиба, Г. Сальникова, Б. Диева, В. Шепелева, С. Чернецкого, В. Рунова и др.

Инструментовка — музыкально-теоретическая наука, изучающая тембровую сторону инструментальных произведений и закономерности оркестрового письма.

Главные этапы эволюции теоретических знаний в этой сфере: античная органика (сведения о музыкальных инструментах), составная часть учения о композиции — примерно до середины XIX века, наконец, осознание во второй половине этого столетия самостоятельности инструментовки и отпочкование науки об инструментовке от учения о композиции.

Инструментовка — учебная дисциплина, задача которой состоит в выработке умений и навыков оркестрового изложения.

Цели обучения достигаются в процессе прохождения систематизированного курса — от изучения художественных и технических возможностей инструментов и приобретения практических навыков в транспозиции («Инструментоведение») до представлений о средствах и функциях инструментовки, выработки умений самостоятельно решать комплекс творческих задач.
Курс инструментовки для оркестра исходит из его репертуарной практики и основан на изучении особенностей конкретных типов практической работы. К ним относятся: оркестровка фортепианного произведения, переложение симфонического произведения, оркестровая обработка строевой песни, популярной песни, сопровождения сольного и хорового пения.
Учебная дисциплина «Инструментовка» тесно связана с общемузыкальными предметами — элементарной теорией музыки, гармонией, полифонией, анализом музыкальных произведений, историей музыки.

 

Метки: инструментовка