Набор нот

Мы предлагаем Вам компьютерный набор нот в программе Sibelius
(от однострочных примеров до партитур любой сложности)
Подробнее...

Инструментовка

оркестровка, аранжировка, переложение и обработка музыкального произведения для иного состава оркестра или ансамбля
Подробнее...

Композиция

Мы можем создать для Вас музыку, которая будет представлена в доступной форме, понятной для аудитории
Подробнее...

Подбор по слуху

Если Вы не можете найти ноты произведения, которое хотите исполнить, не беда. У нас вы можете заказать подбор произведения на слух
Подробнее...

Печать нот

Мы можем напечатать Ваши ноты, сделать переплет и отправить почтой или экспресс-доставкой в Ваш город
Подробнее...

Обучение

Мы научим Вас эффективно использовать возможности нотного редактора Sibelius для решения профессиональных и творческих задач
Подробнее...

Минусовки

Мы можем создать для Вас минусовку песни, романса, минусовку детской песни, минусовку для инструмента - соло
Подробнее...

Мультимедиа

Мы окажем вам помощь в обработке Ваших фото- и видео материалов,
создании слайд-шоу и фотоальбомов, презентаций, афиш и программ

Подробнее...

Наши авторы

Александр Гилев
Александр ГилевКомпозитор
кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов Москвы и России
Владимир Фадеев
Владимир ФадеевКомпозитор
аранжировщик, дирижер

Наши друзья и партнеры

cheromafilm

Кинокомпания ЧЕРОМАФИЛЬМ

gilev

Музыкальный проект
ГИЛЁВ ПАРК

Журнал Оркестр

Научно - популярный журнал
"Оркестр"

Центр искусств 100 желаний

Центр искусств «100 желаний»

Музыкальные жанры

Обшее представление о музыкальных жанрах

В системе произведения - в его содержании и форме, композиции и драматургии, исполнении и восприятии, в его исторической жизни жанровая принадлежность играет одну из ведущих ролей. Это касается не только музыкальных, но произведений всех искусств без исключения.

Поэтому в науках об искусстве - в эстетике, искусствоведении (а каждое из существующих искусств имеет свое собственное «...ведение») проблема жанра является одной из центральных и, можно сказать, «вечных» проблем, дебатируемых и поныне. Единственное, что бесспорно принимается всеми исследователями, это то, что жанр - один из определяющих источников в формировании художественного смысла.

Отсюда и мы начнем свой путь к пониманию жанра. Но не будем в качестве отправной точки принимать «готовое» определение, а попытаемся выработать его в ходе размышлений, восходя от общеизвестного и простого к сложному.

Поначалу кажется, что ответ на вопрос «что такое жанр» лежит на по-верхности: общаясь с искусством во всех его ипостасях, мы постоянно имеем дело с тем или иным жанром - читаем ли книгу, смотрим ли спектакль, фильм, живопись и т.д. Сказка, рассказ, повесть, новелла, роман, ода, сонет, баллада, поэма, эпиграмма, анекдот - все это жанры. Трагедия, комедия, драма, триллер, боевик - тоже жанры. Портрет, пейзаж, натюрморт - и это жанры...

Музыкальных жанров существует великое множество. И каждый и них имеет свои характерные особенности, свое неповторимое обличье, часто безошибочно угадываемое - даже если произведение слушается впервые. Предположим, звучит музыка в трехдольном размере. Мелодия напевна, пластична, грациозна и изящна. Аккомпанемент весьма незатейлив: бас; размеренно, но не категорично подчеркивают сильные доли такта, а легкие аккорды приходятся на слабые. В целом создается поэтичное впечатление кружения, порхания, легкой полётности. Даже самый неразвитый слух распознает: это вальс. И при любых трансформациях вальса, при всех возможных усложнениях музыкального языка, внесениях в жанр других жанровых признаков - вплоть до его симфонизации - «генетический код» жанра остаётся незыблемым. Эта закономерность распространяется в большей или- меньшей степени на все жанры. Действительно, даже самый неискушенный слушатель вряд ли перепутает романс с частушкой, а марш - с танцем. Трудно вообразить столь глухого к музыке человека, который «способен расслышать» в гимне элегию или пастораль, а в них - массовую песню, симфонии или сонате мало кто заподозрит прелюдию или этюд, в токкате - ноктюрн, серенаду или баркаролу...

Более того: еще до прослушивания незнакомого произведения мы узнаем только лишь по названию жанра - можем приблизительно представить себе тип его содержательности, возможный круг образов и выразительных средств. К примеру, объявлено исполнение Колыбельной - вокальной или инструментальной, народной или авторской, родившейся в незапамятные времена или созданной недавно. И мы заранее знаем, что это будет тихая музыка в медленном движении, спокойно-умиротворенная, с единообразными, несколько монотонными интонациями, без резких смешений и контрастов, с преобладанием обволакивающих, завораживающих звучностей, мерным, как бы колышащимся ритмом и т.п.

Разумеется, в автономной непрограммной музыке содержательная предсказуемость не может быть столь же конкретной, но в определенном аспекте действует и здесь. Предположим, должна прозвучать симфония. Чего может ожидать слушатель? - Что это будет скорее всего крупномасштабное, концепционно значительное произведение со сложной, многоплановой образностью, с яркими контрастами и, возможно, с драматическим конфликтом; что в нем будет несколько самостоятельных частей, прочно объединенных в единое целое, что первая, содержательно наиболее весомая и динамичная, будет «облечена» в сонатную форму и др.

Можно сказать, название жанра настраивает слушателя предстоящей музыки на определенную «волну». Этот эффект называют жанровым ожиданием, а предпосылки к его возникновению коренятся в нашем слуховом опыте: именно на его основе он формируется.

В ходе развития всякого жанра постепенно складывается определенный, устойчивый и свойственный только ему комплекс художественных приемов, особый порядок сочетания и соотношения выразительных средств. В разных жанрах эти характерно-неповторимые признаки могут концентрироваться на разных участках, в разных слоях произведения. В наиболее очевидных случаях это может быть своеобычный тип мелодики, метроритма, фактуры, которые в комплексе и образуют «генетический код» жанра.

Здесь можно дать предварительное и самое общее определение жанра. Жанр - это тип произведений, родственных по тому или иному признаку.

Метки: композиция