Телефон

+7-977-300-28-03

WhatsApp

+7-985-41-48-444

Viber

+7-985-41-48-444

МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ:

сочинение песни, аранжировка,

инструментовка, оркестровка,

подбор на слух музыки,

набор нот, и многое другое...

Набор нот

Мы предлагаем Вам компьютерный набор нот в программе Sibelius
(от однострочных примеров до партитур любой сложности)
Подробнее...

Инструментовка

оркестровка, аранжировка, переложение и обработка музыкального произведения для иного состава оркестра или ансамбля
Подробнее...

Композиция

Мы можем создать для Вас музыку, которая будет представлена в доступной форме, понятной для аудитории
Подробнее...

Подбор по слуху

Если Вы не можете найти ноты произведения, которое хотите исполнить, не беда. У нас вы можете заказать подбор произведения на слух
Подробнее...

Печать нот

Мы можем напечатать Ваши ноты, сделать переплет и отправить почтой или экспресс-доставкой в Ваш город
Подробнее...

Обучение

Мы научим Вас эффективно использовать возможности нотного редактора Sibelius для решения профессиональных и творческих задач
Подробнее...

Минусовки

Мы можем создать для Вас минусовку песни, романса, минусовку детской песни, минусовку для инструмента - соло
Подробнее...

Мультимедиа

Мы окажем вам помощь в обработке Ваших фото- и видео материалов,
создании слайд-шоу и фотоальбомов, презентаций, афиш и программ

Подробнее...

Детские песни
А. Гилев
Сборник детских песен
Набор нот на компьютере в программе Sibelius
Набор нот на компьютере
в программе Sibelius
Ноты для баяна и аккордеона
Ноты для баяна и аккордеона
репертуар ДМШ и ДШИ
Музыка для солирующих инструментов
Музыка для солирующих инструментов

 

Фактура

Фактура

В Музыкальном энциклопедическом словаре фактурой названа «совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса, фигурация, орнаментика и т. п.), образующая технический склад произведения».

Фактура (от латин. factura) означает «сделанное; то, что сделано».
Фактура выступает обобщённым, целостным результатом объединения различных средств выразительности. И вполне естественно, что она является областью пересечения интересов различных теоретических и практических дисциплин, каждая из которых рассматривает и изучает в первую очередь те стороны фактуры, которые необходимы для овладения данной дисциплиной.

Среди проблем, стоящих перед современным исполнительским искусством, наименее разработанной является проблема создания целостного понимания фактуры. Это понятно отчасти потому, что исполнительство — процесс практический и сугубо индивидуальный, но исполнителю будет весьма полезно воспользоваться теоретическими исследованиями, определениями и выводами для успешной практической работы. В музыковедческих работах Ю. Тюлина, В. Холоповой, Е. Назайкинского, Л. Мазеля, А. Веприка, Г. Дмитриева, Г. Благодатова  подробно и хорошо рассмотрены аспекты, понятия и элементы, составляющие фактуру с различных теоретических позиций.

Музыкальное произведение можно абстрагировано представить в виде звуковой ткани, в которой звуки сочетаются между собой в одновременности и соотносятся (связываются непосредственно или на расстоянии) в своём последовательном, временном движении. В такой абстракции произведение может рассматриваться условно в вертикальном и горизонтальном аспектах. Но нас интересует звуковая ткань в более конкретизированном виде — из чего она состоит, как она «сделана», какие музыкальные средства лежат в её основе. Под этим углом зрения звуковая ткань является лишь внешне-конструктивным отражением музыкальной фактуры, представляющей собой совокупность приёмов изложения музыкального материала.

Средства выразительности музыки весьма разнообразны. К ним относятся: мелодия, гармония, ритм, темп, тембр, динамика, штрихи, артикуляция, агогика и т.д. В своём сочетании и единстве они создают ту или иную художественную образность или придают ей разные оттенки. Но основополагающую композиционную роль играют мелодика, гармония и ритм.

В процессе развития музыкальной формы они служат факторами её формирования, в строении звуковой ткани они представляют собой основные конструктивные компоненты музыкальной фактуры.

Нельзя, например, мелодику, ритм или гармонию ставить в один ряд с тембром, который является их сопутствующим качеством, но не самостоятельным структурным средством формирования фактуры. Они неразрывно взаимосвязаны в художественном содержании музыкального произведения и могут рассматриваться как самостоятельные специфические области в том или ином научном аспекте. Наша задача — изучение этих средств, в первую очередь, как компонентов музыкальной фактуры, но также должна при этом учитываться их роль как формообразующих факторов. Принадлежа к одному ряду в общей категории, каждое из этих средств имеет самостоятельное, но неравноправное выразительное значение и в своих взаимосвязях одно приобретает главенство над другими.

Общепризнано, что главную роль играет обычно мелодика в её широком понимании: не только как ведущая солирующая мелодия, более или менее развёрнутая (лирическая или драматическая), но и короткие темы, а также отдельные реплики речитативного характера. К мелодике относится и любой полифонический голос. В своём подчинённом, второстепенном значении мелодика выступает как линеарная связь тонов в аккордовом движении, образующая гармоническое голосоведение.

Мелодика непременно включает в себя ритм, как организующее начало всякого движения. Вне ритма она представляет собой лишь абстрагированную мелодическую линию и в качестве таковой может рассматриваться только как схема прямолинейного или гибкого (волнообразного) движения. Выразительным средством служит именно ритмизованная мелодика.

К понятию гармонии в широком (современном) смысле относятся любые одновременные сочетания (как вертикаль звуковой ткани), состоящие даже из двух разных звуков, то есть так называемые гармонические интервалы.

При большем количестве звуков вводятся понятие аккорда, которое относится к разного рода созвучиям, как консонантным, так и диссонансным, но подчиняющимся особым закономерностям и приобретшим основополагающее организационно-гармоническое значение в музыкальном искусстве. Как и мелодика, гармония в своём движении неразрывно связана с ритмом, который является одним из основных факторов формообразования и компонентов музыкальной фактуры (получившим своё отражение в нотной записи) и поэтому должен рассматриваться отдельно.

Ритм, как организующий фактор всякого прерывистого движения (чередования звуков, как музыкальных с определённой высотностью, так и немузыкальных), действует в музыке во многих случаях самостоятельно, приобретая иногда главенствующее значение (например, на ударных инструментах).

В непосредственной связи с мелодикой и гармонией он служит обычно сопутствующим компонентом.
Ритмическая организация звуков основана на объединении их в группы, образующие ту или иную систему отсчёта во времени. Эта система и представляет собой метр, являющийся своего рода канвой, на основе которой образуется тот или иной ритмический рисунок мелодического и гармонического движения. Рисунок этот может быть простым и совпадать с метрической сеткой (канвой), но чаще бывает свободным, а иногда и очень сложным. Таким образом, метр не является самостоятельным компонентом музыкальной фактуры наряду с ритмом, но служит его организующей первоосновой (наподобие лада в мелодике и гармонии). Соотношение метра и ритмического рисунка подчёркивается названием метроритм.

Ритм, не выступая на первый план наравне с мелодикой и гармонией, во многих случаях действуя лишь подспудно, имеет очень важное значение, как сопутствующий компонент музыкальной фактуры и как активный фактор её формирования.

Эволюция музыкального мышления требовала необходимого роста количества голосов фактуры, увеличения звуковой массы, нового качества звучания, соотношения голосов и их тембрового оформления. Кроме мелодии, гармонии, ритма фактура теснейшим образом связана с развитием и других выразительных средств музыки — от монодии к многоголосию, многоплановости, полифонии оркестровых групп, различных способов изложения музыкальной мысли, появление новых и дальнейшее совершенствование существующих музыкальных инструментов, приёмов и способов исполнения и т.д.

Фактура развивалась, совершенствовалась и изменялась с развитием стилей, например: классицизм и романтизм (эпоха), и авторских стилей (В. Моцарт, Л. Бетховен, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.).
Известно также, что фактура всегда была тесно связана с развитием музыкальных жанров.
Так, церковной музыке в большей степени соответствует аккордовый склад и полифония. Танцевальному жанру — гомофонно-гармонический.

Фактура участвует в формировании музыкального произведения, имея в нём бóльшее или меньшее значение, но всегда важное.
Так, сохранение определённого способа изложения музыкального материала способствует слитности музыкального построения, а его разнообразие — расчленённости.
Относительная устойчивость приёмов изложения музыки характерна для экспозиционных и репризных разделов, а неустойчивость — для серединных и разработочных.
Фактура также тесно связана и зависима от художественных и технических возможностей отдельного музыкального инструмента, ансамбля или оркестра. Мы часто пользуемся такими понятиями, как фортепианная фактура, квартетная, баянная, хоровая, оркестровая и т. п. Как видим, фактура всегда воплощается в определённом тембре.
Оркестровая фактура получила своё дальнейшее развитие и совершенствование в партитурах мастеров оркестрового письма М. Равеля, К. Дебюсси, Г. Малера, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, А. Шнитке, С. Губайдулиной и др.

В научно-методической литературе существуют различные понятия «фактуры». Однако сущность формулировок сводится к тому, что специфика фактуры проявляется в функциальном взаимодействии и характере звучания её голосов.
В некоторых работах большое значение придаётся рассмотрению пространственной природы фактуры. Что понимается под этим?
Музыкальное произведение можно представить развёртывающимся в некоем художественном пространстве, которое нельзя ощутить зрительно: оно воссоздаётся лишь в сознании слушателя, его воображении.
Именно фактура выступает системой организации художественного пространства в музыке. Она координирует всю совокупность голосов по трём измерениям (координатам, параметрам): вертикали, горизонтали и глубине.
Вертикаль — звуковысотная организация голосов (элементов фактуры), в одновременности.
Горизонталь — развёртывание фактуры во времени, изменение типа фактуры изложения.
Глубина — пространственные качества фактуры, взаимоотношения и взаимосвязь рельефа и фона (передний и задний планы, эффекты приближения и удаления, переклички, эхо и т. д.).
Фактура имеет две качественные стороны, аналогичные известным сторонам гармонии, — функциональную и фоническую.
Функциональная сторона раскрывает роль голосов фактуры по отношению друг к другу.
Фоническая (декоративная, колористическая) сторона проявляется в собственном фонизме фактуры (её общем звуковом характере, определяемом динамикой, регистром, плотностью, а в оркестре — и тембром).

Фактура тесно связана с исполнительскими средствами. В ней находят отражение тембро-динамические и технические особенности конкретного инструмента, ансамбля, оркестра, что фиксируется в понятиях «фортепианная», «хоровая», «баянная», «оркестровая» фактура. Художественный уровень музыки во многом зависит от изящества, отточенности и оригинальности в отделке звуковой ткани, базирующихся на максимальном использовании возможностей инструмента, ансамбля, оркестра.
Художественные возможности фактуры практически безграничны. Комплекс голосов способен передать различное образное содержание вплоть до тончайших оттенков музыкальной экспрессии, отразить жанровый характер тематизма, запечатлеть особенности тех или иных музыкальных стилей, индивидуальных авторских манер и многое другое.

Наши авторы

Александр Гилев
Александр ГилевКомпозитор
кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов Москвы и России
Владимир Фадеев
Владимир ФадеевКомпозитор
аранжировщик, дирижер

Мы перезвоним вам
в ближайшее время