Набор нот

Мы предлагаем Вам компьютерный набор нот в программе Sibelius
(от однострочных примеров до партитур любой сложности)
Подробнее...

Инструментовка

оркестровка, аранжировка, переложение и обработка музыкального произведения для иного состава оркестра или ансамбля
Подробнее...

Композиция

Мы можем создать для Вас музыку, которая будет представлена в доступной форме, понятной для аудитории
Подробнее...

Подбор по слуху

Если Вы не можете найти ноты произведения, которое хотите исполнить, не беда. У нас вы можете заказать подбор произведения на слух
Подробнее...

Печать нот

Мы можем напечатать Ваши ноты, сделать переплет и отправить почтой или экспресс-доставкой в Ваш город
Подробнее...

Обучение

Мы научим Вас эффективно использовать возможности нотного редактора Sibelius для решения профессиональных и творческих задач
Подробнее...

Минусовки

Мы можем создать для Вас минусовку песни, романса, минусовку детской песни, минусовку для инструмента - соло
Подробнее...

Мультимедиа

Мы окажем вам помощь в обработке Ваших фото- и видео материалов,
создании слайд-шоу и фотоальбомов, презентаций, афиш и программ

Подробнее...

Наши авторы

Александр Гилев
Александр ГилевКомпозитор
кандидат искусствоведения, доцент, член союза композиторов Москвы и России
Владимир Фадеев
Владимир ФадеевКомпозитор
аранжировщик, дирижер

Наши друзья и партнеры

cheromafilm

Кинокомпания ЧЕРОМАФИЛЬМ

gilev

Музыкальный проект
ГИЛЁВ ПАРК

Журнал Оркестр

Научно - популярный журнал
"Оркестр"

Центр искусств 100 желаний

Центр искусств «100 желаний»

Средства оркестровой выразительности

Средства оркестровой выразительности

Тембр

Тембр - окраска звука, благодаря которой различаются особенности звучания инструментов, вокальных голосов и их сочетаний. Тембр характеризуется количеством и интенсивностью обертонов (частичных то¬нов), формантами (областями усиленных частичных тонов в спектре звука) и другими факторами.

В свою очередь, эти факторы отражают акустические особенности вибратора (источника звука), резонатора (усилителя звука), способа звукоизвлечения и т.д.

На тембр всех духовых инструментов большое влияние оказывает, кроме того, мензура - отношение диаметра трубки к её длине, а также строение мундштука, трости.

Тембр - важное средство художественной выразительности. Одна и та же музыкальная мысль в зависимости от тембрового воплощения может звучать с различной степенью яркости, блеска, мягкости, нежности, решительности, суровости, строгости и т.п. Тем самым тембр усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки и в конечном итоге содействует более глубокому раскрытию художественного образа.

Тембр способствует разграничению всех компонентов оркестровой ткани. С его помощью достигается ясная расчленённость музыкальных построений или объединение их в структурное целое.

Изменение тембра, широко применяемое в инструментальных сочинениях, нередко становится важным фактором музыкальной драматургии.

Исходной классификацией тембров оркестровых инструментов является деление их на тембры чистые (простые) и смешанные (сложные).

Тембр чистый (простой) - тембр солирующих инструментов, а также все унисонные сочетания тождественных инструментов. Чистый тембр используется как в одноголосии, так и в многоголосии (например, трёхголосные ансамбли кларнетов или корнетов, валторн или тромбонов).

Тембр смешанный (сложный) - результат сочетаний различных инструментов. Используется в одноголосии и многоголосии. Такие сочетания применяются в целях изменения фонических качеств голосов и ансамблей и вызываются выразительными или формообразующими факторами.

Тембровый колорит - понятие о всевозможных комбинациях чистых и смешанных тембров, одногоголосных а многоголосных. Каждый вид оркестра отличается своеобразием тембрового колорита, включающего такие слагаемые:

  • инструментальные соло;
  • унисона тождественных инструментов;
  • унисоны родственных инструментов
  • унисоны различных инструментов
  • ансамбли тождественных инструментов
  • ансамбли различных инструментов (одной, нескольких групп).

Тембровый колорит также связан с регистровым своеобразием инструментов (увеличение тембровой напряженности в верхнем регистре, последовательное изменение тембровых качеств при смене регистров),
На него существенно влияют приёмы исполнения, предусматриваемые специальными ремарками, штрихами, динамическими оттенками, и способы изменения звука (например, сурдины).

Тембровые соотношения оркестровых инструментов и ансамблей - понятие, определяющее степень их слитности и контраста при одновременном звучании.

В различных составах оркестров наибольшая слитность обнаруживается в ансамблях тождественных инструментов, а также инструментов - представителей одного семейства. Следующая степень слитности звучания наблюдается внутри оркестровых групп. С группой деревянных инструментов наиболее органично сливаются саксофоны, а также валторны. Тембр валторн является как бы посредником между тембрами деревянных и медных духовых. С валторнами очень хорошо сливаются альты, теноры, баритон и басы-тубы. Последние образуют весьма слитный ансамбль с тромбонами, трубами и родственными им корнетами. Самая далёкая степень тембрового родства и слитности звучания имеет место при соединении духовых и ударных инструментов.

Тембровая связь между ними осуществляется преимущественно через тесситурное сходство: с высокими деревянными инструментами хорошо сочетаются колокольчики, ксилофон, треугольник, с медными инструментами сопрановой и теноровой тесситуры - малый барабан, бубен, тарелки, с медными инструментами басовой тесситуры - литавры, большой барабан, там-там.