Струнные смычковые инструменты

Происхождение и развитие струнных смычковых инструметов

Многовековая эволюция струнных смычковых инструментов привела к созданию современных образцов скрипки, альта, виолончели и контрабаса, впервые появившихся в XVI–XVII веках в Италии.

Непосредственными предшественниками этих инструментов были виолы (дискантовая, альтовая, теноровая, басовая), распространённые в Европе в XV–XVII веках. Общими «предками» инструментов виольного и скрипичного семейств были старинные смычковые инструменты фидель, ребек, лира и другие.

Фидель имел плоский корпус гитарообразной формы с безладовым грифом. Его три или пять струн настраивались в терцию и кварту (илл. 1). При игре инструмент держали горизонтально.

Лира была с пятью мелодическими и двумя бурдонными (внегрифными) струнами. Она имела широкий гриф, низкую подставку и плоскую головку с вертикально расположенными колками. Сопрановая и альтовая разновидности назывались лира да браччо и лироне да браччо. Басовая разновидность лира да гамба имела 9–12 мелодических и 2 бурдонные струны (илл. 2).

Фидель
Илл. 1 Фидель
Лира
Илл. 2 Лира
Ребек
Илл. 3 Ребек
Виола
Илл. 4 Виола

У ребека был мандолинообразный корпус, непосредственно переходящий в шейку без грифа, а его три струны настраивались по квинтам. При игре его держали вертикально (илл. 3). Виолы появились в результате видоизменения лютни и фиделя (илл. 4). Лютня, как и ребек, по внешнему виду напоминала современную мандолину. Звук извлекался с помощью плектра, щипком или смычком.

От современных скрипки, альта, виолончели и контрабаса виолы отличались по форме, числу струн и настройке. Виола имела плоские деки, покатые «плечи», широкий гриф с ладами, почти прямую подставку и пять-семь струн, настраивавшихся по квартам с терцией в середине. Тесное размещение тонких струн на небольшом расстоянии от грифа, разделённого на лады, создавало трудности при игре на средних струнах. Виола обладала матовым, несколько гнусавым, динамически однообразным и слабым звуком.

По способу исполнения виолы, как и лиры, разделялись на ручные виолы – дискантовые, альтовые, теноровые (виола да браччо) и ножные – басовые, контрабасовые (виола да гамба). Из разновидностей виол следует упомянуть виолу д’амур (буквально – виола любви), обладавшей нежным и мягким тембром.

Виолы были распространены в XVI–XVII веках как сольные, ансамблевые и оркестровые инструменты.
Постепенно смычковые инструменты совершенствовались по мере возрастания художественных требований и развития техники исполнения.
В XVI–XVIII веках в странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров. Однако классический тип инструмента скрипичного семейства достиг своего совершенства в Северной Италии, в городах Брешиа и Кремона. В Брешии работали Гаспаро да Сало (1540–1609), Джованни Паоло Маджини (1580–1632).

Наиболее славилась кремонская скрипичная школа. Начиная со второй половины XVI века до конца XVIII века, она дала плеяду знаменитых мастеров: Андреа Амати (1510–1580), Николо Амати (1596–1684), Андреа Гварнери (1626–1698), Антонио Страдивари (1644–1737). Инструменты этих мастеров уникальны и остаются непревзойдёнными по своим звуковым качествам.

В XVIII веке выдающийся русский скрипичный мастер Иван Батов (1767–1841) изготовил ряд смычковых инструментов, отличающихся высокими звуковыми качествами и тонкостью отделки.
К концу XVIII века развернулось ремесленное, а затем и фабричное производство струнных смычковых инструментов. Крупнейшими представителями отечественной школы инструментальных мастеров являются Е. Витачек, Т. Подгорный, А. Кочергин, Ю. Почекин и др.
С появлением скрипки, альта, виолончели, контрабаса применение их в оркестре было параллельным с такими смычковыми инструментами как лиры, лютни, виолы и др.

В 1607 году К. Монтеверди ввёл в партитуру оперы «Орфей» скрипки вместо виол и впервые применил на струнных смычковых инструментах тремоло и пиццикато. Следующий шаг сделал Ж. Люлли, создавший постоянный состав оркестра, названный «24 скрипки короля». В оркестре были первые и вторые скрипки, альты, виолончели.
Обладая ярким, сильным звуком, широкими художественно-техническими возможностями скрипка, альт, виолончель, контрабас довольно быстро утвердились почти во всех странах мира. Они постепенно вытеснили из музыкальной практики другие смычковые инструменты и стали той базой, на основе которой формировался симфонический оркестр, в котором к началу XVIII века они уже безраздельно господствовали.

Понравилась страница? Поделись с друзьями: